ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2018года
Профессия секретарь
Профессиональное развитие

Работа как призвание: шесть стратегий счастливой работы

Александр БАДМАЕВ, бизнес-тренер
  Из статьи вы узнаете:
  1. Как работа может стать вашим призванием
  2. Что мешает ощущению счастья на работе
  3. Какие шесть стратегий использовать для счастливой работы
  4. Как научиться управлять стрессом и создавать положительные эмоции

Вы часто на работе сталкиваетесь с рутинными задачами, темпераментным начальством, не видите перспектив профессионального и карьерного роста? В таких условиях снижается внутренняя мотивация и увлеченность, приходит ощущение пустоты. Кажется, что выбора нет, и остается только смириться или поменять работу. Однако выбор есть – найдите в работе источники удовлетворения и смысла, а если их нет, создайте сами. Только вы отвечаете за свое счастье. И какой бы ни была ваша должность, вы способны сделать очень многое, чтобы превратить работу в призвание. Предлагаем шесть стратегий счастливой работы и инструменты для каждой из них.

Как работа может стать призванием

Сегодня популярна идея о том, что нужно искать такую работу, которая соответствует индивидуальным особенностям, увлечениям и просто «по душе». Стив ДЖОБС в знаменитом выступлении перед выпускниками Стэндфордского университета призывал найти работу своей мечты. Он говорил, что жизнь слишком коротка, чтобы делать лишь то, что должны. Удивительно, если бы сам Стив ДЖОБС следовал за своей мечтой, то стал бы наставником буддистского центра, так как компания Apple не входила в список его страстных увлечений. Уже потом в процессе кропотливой работы он нашел в ней свое призвание.

Для работы по призванию характерны два признака: человек использует свои лучшие качества и достоинства и безвозмездно помогает людям. Даже обычную работу секретаря можно сделать призванием. Ежедневно вы помогаете руководителю, клиентам, коллегам. И если вы трудитесь во благо других людей и постоянно используете свои сильные стороны, то можно смело говорить о том, что вы нашли свое призвание. Если вы сами считаете работу неинтересной, скучной и несерьезной, то она никогда не сделает вас счастливой.

Что мешает ощущению счастья на работе

Рабочие будни не всегда проходят гладко, случаются завалы и трудности, нередки эмоционально напряженные ситуации. Все это негативно отражается на отношении к работе. Американский психолог Михай ЧИКСЕНТМИХАЙИ пишет, что люди недовольны работой по трем причинам. Она: 1. Не приносит пользы, а иногда только вред. 2. Скучная и однообразная. 3. Вызывает стресс. Последний фактор особенно влияет на наше восприятие того, чем мы занимаемся. Так, беседа с темпераментным руководителем может повлиять на нашу мотивацию и заинтересованность. Или затянувшаяся процедура отправки корреспонденции на почте может негативно повлиять на наше отношение к работе.

Эти причины фокусируют внимание и психическую энергию, которые мы могли направить на решение важных рабочих задач. Если первую причину изменить сложно, то две последние можно контролировать.

Какие шесть стратегий использовать для счастливой работы

Стратегия 1. Найдите новые возможности для самореализации на работе. Часто нам кажется, что мы не можем повлиять на функциональные обязанности. Если они рутинные и однообразные, то остается с ними смириться. Однако в нашей власти изменить фокус восприятия и найти особую ценность и смысл в том, что мы делаем. Как?

Проведите аудит функциональных обязанностей. Ощущение счастья на работе – это обратная связь, которая возникает, когда вы выполняете должностные обязанности. Проанализируйте функциональные обязанности по 10-балльной шкале, оценив, получаете ли вы от работы удовольствие, видите ли в ней смысл и проявляете ли сильные стороны (скачать образец).

Посмотрите на должностные обязанности глобально. Если вы знаете, что, исполняя свои должностные обязанности, делаете мир лучше, а окружающих счастливее, никакая работа не покажется тяжелой, а задачи скучными. Даже, казалось бы, такая простая задача, как заказ воды, но какое влияние она оказывает на работу сотрудников и всей организации! Важно иметь четкое представление о том, какие продукты выпускает или какие услуги оказывает ваша компания, знать процессы и технологии работы, понимать, какие у компании цели и планы на будущее. Когда вы знаете, что ваша работа нужна, труд приносит удовольствие.

Стратегия 2. Проявите мастерство. В отличие от перечня функциональных задач, то, что мы отдаем работе, – мотивация, знания, умения и навыки – зависит только от нас.

Стремитесь стать мастером. Недостаточно думать и действовать в рамках должностной инструкции. Нужно самостоятельно разобраться в том, что, как и почему происходит, экспериментировать и быть в постоянном поиске новых знаний, лучших и эффективных вариантов выполнения задач. Оттачивайте мастерство. В вашей работе любую задачу можно выполнять еще лучше – будь то организация документооборота или обеспечение жизнедеятельности офиса. Когда вы начнете прилагать больше усилий, добьетесь других результатов и успехи не заставят себя ждать.

Обратите внимание!

После того как в вашем расписании появится время для «выдающихся результатов», успех гарантирован

Внесите в работу разнообразие и новизну. Разнообразие и новизна улучшают настроение, подпитывают и придают уверенности. Попробуйте выполнять привычные задачи по-новому, изучите чужой позитивный опыт и ставьте новые цели, чтобы реализовать свои сильные стороны. Так, даже изменив привычное оформление рассылок сотрудникам компании, можно добавить свежую нотку в рабочие будни.

Стратегия 3. Цените свои достижения. В вашей работе есть немало поводов для гордости, которые нужно замечать.

Радуйтесь даже маленьким победам. Наш мозг остро реагирует на негатив и неудачи, обходя стороной маленькие победы. Поэтому так важно получать удовольствие даже от того, что удалось сделать сегодня, или от похвалы. Большие дела складываются из маленьких шагов.

Ведите список достижений. Иногда кажется, что на работе нет важных достижений. Однако, когда начнете вести список, поймете, что на самом деле есть много поводов для гордости.

Стремитесь к выдающимся результатам. Правильно организовать время и принимать верные решения поможет матрица результативности (образец ниже). Обратите внимание на квадрат «Выдающиеся результаты», именно в нем вы можете генерировать новые идеи, заниматься саморазвитием и улучшать качество работы. В следующий раз спросите себя перед тем, как начать действовать: «К какому квадрату эта задача относится?». После этого принимайте решение и действуйте. Держите матрицу перед глазами.
 

Образец. Матрица результативности

Скачать и распечатать образец


Стратегия 4. Улучшите отношения с руководством и коллегами. У вас есть масса возможностей, которые помогут улучшить взаимодействие с окружающими на работе.

Развивайте эмоциональный интеллект (EQ). Высокий уровень EQ – одно из основных требований, которое предъявляют к кандидатам на позицию секретаря. Развивать EQ нужно с осознания своих эмоций и их последствий. Начните вести дневник эмоций (образец ниже). Ежедневно фиксируйте в нем эмоции, когда они возникли, и их последствия. Фиксировать эмоции можно двумя способами: каждые полчаса-час или в момент, когда они появляются. Ежедневная практика поможет осознать эмоции.
 

Образец. Дневник эмоций

Скачать и распечатать образец

1
минута

смеха заменяет 30 минут расслабляющей практики и также полезна для здоровья, как и 10 минут бега


Используйте нетворкинг. Вооружившись правилами нетворкинга, можно завоевать внимание окружающих и установить прочные деловые связи. Будьте хорошим слушателем, не лезьте не в свое дело и не сплетничайте, помогайте и проявляйте отзывчивость. Цените коллег, проявляйте к ним искренний интерес и воспринимайте такими, какие они есть. Ничто так не объединяет, как схожие интересы и увлечения, праздники и командная работа.

Если хотите, чтобы к вашему мнению руководитель относился с уважением, высказывайте его. Выполняйте поручения руководителя вовремя и в первую очередь, отложив другие дела. Не говорите на языке проблем – заходите в кабинет руководителя с конкретными предложениями по их решению. Будьте проактивными и работайте на опережение.

Стратегия 5. Научитесь управлять стрессом. От частых стрессов страдает наша работоспособность и качество работы. Кроме этого, частый стресс негативно влияет на наше физическое и психическое состояние. Поэтому так важно выбрать подходящую стратегию работы со стрессом.

Стратегии, которые ориентированы на решение проблемы. Стресс на работе может спровоцировать решение большой или сложной задачи: подготовка пакета документов, отчета, сбор информации и т. п. В данном случае помогут такие инструменты, как: расстановка приоритетов, разделение большой работы на части, «лягушки» по утрам и т. д.

Поведенческие стратегии. К данным стратегиям можно отнести, например, технику глубокого вдоха и дыхания животом, техники медитации и техники минутного расслабления. Понаблюдайте за жизнью аквариума или отключитесь на 60 секунд и ни о чем не думайте, концентрируясь на дыхании. Смех также помогает расслабиться, успокаивает и ликвидирует стресс.

Обратите внимание!

Для полного счастья необходимы минимум три позитивные эмоции в день в соотношении к одной негативной

Когнитивные стратегии. Например, смотрим на ситуацию глазами других; представляем происходящее в кино и мысленно отодвигаем экран все дальше, пока эмоции не затихнут; рисуем линию времени, отмечаем на ней настоящий момент, а также точки в будущем – через год, 5 и 10 лет, которые помогут понять истинную значимость ситуации.

Прежде чем реализовывать стратегии работы со стрессом, попытайтесь понять, что вызывает у вас выработку кортизола. Проведите самонаблюдение и зафиксируйте ситуации, которые вызывали дискомфорт (образец ниже). В конце дня проанализируйте и определите стратегию работы со стрессом.
 

Образец. Дневник работы со стрессом

Скачать и распечатать образец


Стратегия 6. Создавайте положительные эмоции. Положительные эмоции – это то, что необходимо на работе больше всего, именно они позволяют разнообразить моментами радости однообразные трудовые будни.

Обратите внимание!

Письмо благодарности можно писать как самой себе, так и родным, коллегам и друзьям. По поводу и без. Эти письма можно отдавать адресату, а можно и не отдавать. В первом случае – это прекрасная возможность поднять настроение другому человеку и поддерживать с ним доверительные и теплые отношения

Создайте копилку приятных воспоминаний. Фиксируйте и собирайте приятные моменты на работе: похвалу, успехи, благодарности. Смысл в том, чтобы создать положительный опыт, так как наш мозг устроен так, что более остро воспринимает негативные моменты и запоминает их. Чтобы приятные воспоминания не затерялись, детально запоминайте происходящее, свои ощущения и чувства.

Научитесь прощать и благодарить. Благодарить можно разными способами: вести дневник благодарности (скачать образец), писать письма благодарности, делать небольшие сюрпризы и т. п. На работе нередки ситуации, когда вас обижают, подводят, обманывают и т. д. Научитесь отпускать и прощать. Прощать можно, например, заполняя «Свидетельство о прощении» (скачать образец).

Развивайте оптимизм и получайте удовольствие от предвкушения чего-то приятного. Главные достоинства оптимистов – то, что они умеют видеть светлую сторону вещей, замечают в плохом хорошее, не позволяют себе сомневаться и с надеждой смотрят в будущее. Для них любые проблемы временные. Успех для них постоянен и связан со всем, что они делают. Почему бы не взять это за правило и внедрить в работу и жизнь? Получать удовольствие от предвкушения чего-то приятного можно, когда вы ставите перед собой цели, которые согласуются с вашим внутренним Я. Если есть четкое представление о том, чего мы хотим, появляется вера в собственные силы.

Важные выводы

1. В любой работе, даже в самой скучной и рутинной, можно найти немало возможностей, которые помогут превратить ее в призвание и сделать работой мечты.

2. На мотивацию и увлеченность влияют разные факторы. К ним относятся задачи, которые перед нами стоят, и то, как мы их выполняем, результаты и достижения, особенности взаимодействия с коллегами, как мы реагируем на трудности и стресс и проявляем ли положительные эмоции.

3. Используйте шесть стратегий для счастливой работы и инструменты к ним, и вы найдете источники удовольствия и смысла, вдохновения и энтузиазма на каждый день.

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
На какой квадрат в матрице результативности нужно обратить особое внимание?
Основные результаты работы
Отдых и расслабление
Выдающиеся результаты